В одной из своих статей Как переделать песню я пишу о пяти поэтических приёмах. Сегодня я расскажу о главном поэтическом приёме, при помощи которого вы получите ответ на вопрос, как писать смешно. Это написание стихотворений (строф) снизу вверх.
Классификация поэтических приёмов.
- Первая строка.
- Близость к оригиналу.
- Использование устойчивых фразеологических оборотов.
- Балладный принцип.
- Написание стихотворений снизу вверх.
Основная рабочая строфа у поэтов-песенников это четверостишия. А значительное количество песенных четверостиший, будь то куплет или припев, написаны перекрёстной рифмой (АБАБ). АБАБ — это строфа, где рифмуются первая и третья строки и вторая с четвёртой. Поэтому,когда я говорю о строфах, я имею ввиду четверостишия АБАБ. При этом изложенный ниже принцип «снизу-вверх» можно использовать и с другими стихотворными размерами.
Поэты и стихоплёты
Я предположу, что 90 процентов людей, которые когда-либо занимались написанием стихотворений, делали это сверху вниз. Это и классические поэты, которые сидят на информационном потоке (эгрегоре), и обычные люди, решившие написать что-то для себя или для своих близких. Настроившись на волну, стихотворцы ловят входящие импульсы и последовательно записывают поступающие с «неба» строки.
Оставшиеся 10 процентов это стихоплёты, работающие в заданном первоисточником размере. В отличие от общей канвы и идеи обычной песни в поздравлении есть другая задача. Нам, стихоплётам, надо сделать так, чтобы по ходу исполнения произведения, как можно чаще звучали взрывы хохота. В идеале после исполнения каждого четверостишия, своего рода маленького анекдота.
Построение четверостишия
Вспомним, что классическое построение анекдота, это сначала некоторая подводка, прелюдия к последующему событию, а затем неожиданный финальный аккорд с ударной заключительной фразой.
Примерно по этому принципу происходит написание четверостишия. Сначала я сочиняю третью и четвёртую строки, то есть сначала придумывается финал, конец анекдота, ударная шутка!Прелесть состоит в том, что в заданном поэтом-песенником размере третью и четвёртую строчки мне пока не надо рифмовать. И, соответственно, поляна чиста, свободна и максимально широка, не ограничена верхними рифмами. А вот когда у вас родилась шутка в третьей-четвёртой строке, то главная задача решена. Теперь можно заняться тем, что с помощью первой-второй строки найти правильную подводку к вашему неожиданному финалу четверостишия.
Алгоритм создания четверостишия-шутки
1.Рождение (заимствование) шутки в повествовательной форме.
- Изложение идеи шутки в третьей-четвёртой строке четверостишия в заданном стихотворном размере оригинальной песни.
- Написание первой-второй строки четверостишия(подводки), по смыслу увязанных с финальной стихотворной шуткой.
- Использование интернет-ресурсов в ходе сочинения(поиск рифм, синонимов, фразеологических оборотов, терминологии ).
Ну и как вам язык алгоритмического построения? Бесконечно далеко от Божьего дара и тонких душевных настроек, не правда ли? Скорее и этот алгоритм, да и вся методология стихоплётства напоминают некий язык программирования. Отчасти, это так. Здесь сказывается моё техническое образование и желание прописать дорожную карту для создания репризы. Но, как, уже говорилось, методология — это форма, а вот ваша душа и образы ваших друзей позволят, я надеюсь, вдохнуть в эту форму живое начало. Вернёмся к нашим методологическим баранам, к алгоритму «снизу-вверх» и рассмотрим пример.
Пример написания строфы «снизу-вверх»
Золотая свадьба. Невеста — наша несравненная Елена Ивановна, бессменный секретарь деканата электромеханического факультета. Жених — офицер в отставке Валерий. Финальная песня, состоящую из пяти куплетов, я целиком написал по алгоритму «снизу-вверх». Про каждый куплет я писать не буду. Вы сможете самостоятельно рассмотреть эту арию через призму алгоритма, а один куплет я разберу поподробней.
Шутка. Товарищ Ленин
Елена Ивановна, для супруга — просто Лена. «Молодые» — представители того самого коммунистического поколения. Муж Лены — самый её дорогой и любимый человек, он же её товарищ. Товарищ Лены. Товарищ Ленин. В выбранной мною финальной песне на стихи Роберта Рождественского «Товарищ Песня» обращение товарищ (Песня,Время, Память) является базовой конструкцией. Поэтому «товарища» я сохранил и уточнил чей это товарищ.Так, в окончании четвёртой строки появилось обращение Товарищ Ленин.
В третьей строке мне надо было заложить саму шутку про товарища Ленина. Для этого я использовал такой юмористический приём, как Двусмысленность. Об этом читайте мою статью 9 комических приёмов в поэзии. В данном случае, Двусмысленность — это, с одной стороны, коммунистический вождь товарищ Ленин.А с другой стороны, это воистину героический человек Валерий, который пятьдесят лет, как является мужем Елены Ивановны( Лениным товарищем по жизни). Никакими рифмами пока я неограничен, поэтому спокойно помещаю шутку в третью-четвёртую строки:
По жизни с ней всегда идёт Валера —
Товарищ Ленин, товарищ Ленин.
Замечу, что если по каким-либо причинам будут сложности с верхними рифмами, то можно поиграть с третьей строчкой, сохраняя идею шутки:
Валера с ней всегда идёт по жизни…
(Валерий с ней идёт по жизни рядом…
Валерий с ней идёт по жизни вместе…)
Товарищ Ленин, товарищ Ленин.
Подводка
Итак, шутка придумана и встроена в канву оригинальной песни. Следовательно, следующая задача в первых двух строчках выстроить правильную подводку. Это значит, что в них надо обязательно упомянуть имя невесты Лена, для того, чтобы заиграла двусмысленность. Кроме этого, в качестве захода можно использовать принадлежность Валерия к офицерскому сословию с использованием устойчивых фразеологических оборотов на военную тематику.
Написание подводки, чаще всего начинается с первой строки четверостишия. В приведённом примере использование интернета для поиска рифмы (офицеры-Валера) не потребовалось, рифма нашлась сама, с неба. А вот для поиска созвучия к имени Ленин, мне пришлось воспользоваться сайтом www.rifmovnik.ru,
Этот интернет-ресурс своего рода настольная книга стихоплёта. Найдя подходящее слово гений, я добавил подходящий для военных фразеологический оборот «взять в окружение».
Итоговые четыре строки
Так мало настоящих офицеров,
(Строка, задающая военную профессию жениха.)
Но Лену окружил военный гений.
(Упоминание Лены и иносказательно завоевание её Валерием)
По жизни с ней всегда идёт Валерий —
(Упоминание имени жениха в контексте совместной жизни)
Товарищ Ленин, Товарищ Ленин.
(Непосредственно шутка, двусмысленность)
В завершение данной главы отмечу, что огромное количество песен и поздравлений написано «снизу-вверх». Вместе с тем, я обращаю ваше внимание на то, что это не догма. Если у вас получилось поймать волну, сесть на поток — пишите сверху-вниз и не задумывайтесь. Если оригинал песни удачно ложится в придуманную вами идею, не отвлекайтесь, пишите как душе угодно.
Полный текст примера №1 по алгоритму « снизу-вверх»
Виски мои покрылись сединою,
И лишь она всё также несравненна
Так будь всегда, пожалуйста, со мною,
Товарищ Лена, товарищ Лена.
Так мало настоящих офицеров,
Но Лену окружил военный гений .
По жизни с ней всегда идёт Валера —
Товарищ Ленин, товарищ Ленин.
Я сердце предложил своё и руку,
Я к ней всегда готов идти навстречу…
Но только не смогу я быть супругом
Товарищ Тэтчер, товарищ Тэтчер.
Мне в жизни нет милее человека,
И просто есть одна закономерность —
Нам вместе помогла пройти полвека
Товарищ Верность, товарищ Верность.
От всех гостей вам низкие поклоны,
Дай бог вам жить и дальше, не старея,
Так выпей с нами за молодожёнов,
Товарищ Время, товарищ Время.
Пример №2 алгоритма «снизу-вверх»
Медсестра Мария
Однажды мне нужно было поздравить медсестру процедурного кабинета Марию, работающую в ведомственной поликлинике Ижорского завода в городе Колпино. С выбором песни помог первый поэтический приём Первая строка. Подробнее об это приёме читайте статью Как правильно начать поздравление.
Итак, за основу я взял песню на стихи Михаила Исаковского « Летят перелётные птицы». В нашем процедурном варианте песня начиналась со слов :
Спешат нездоровые люди
Лечить рядовую напасть.
Далее мне надо было встроить в песню имя виновницы торжества. В последнюю строку куплета великолепно легла фраза «Мария, моя медсестра». Эта же фраза стала рефреном песни, строкой, которая повторялась в каждом куплете. Другими словами, финал каждого куплета у нас был предопределён, то есть четвёртая строка у нас была задана и надо было работать с тремя верхними строчками. При этом, по возможности я следовал ещё одному поэтическому приёму – Близости к оригиналу. Логичным было заменить оригинальные строки «Не нужен мне берег турецкий» , на имеющий непосредственное отношение к здоровью турецкий хамам. После чего к строчкам нижним очень быстро добавились две верхние :
Жемчужные хвойные ванны
Советуют мне доктора.
Не нужен хамам мне турецкий,
Мария нужна, медсестра!
Далее мне пришлось посидеть в Интернете, почитать про процедурные кабинеты и вникнуть в медицинскую терминологию.Так появились сначала нижние, а затем верхние строки с упоминанием душа Шарко:
Текут восходящие души,
Щекочет Шарко у бедра.
В работу вложила всю душу
Мария, моя медсестра!
По мере сёрфинга по страницам всемирной паутины я становился продвинутым медицинским блогером и щеголял кварцевыми лампами, ионами железа и показаниями к электрофорезу:
Я чую ионы железа,
Частицы тепла и добра
Царица электрофореза,
Мария, моя медсестра!
На примере этого поздравления отмечу, что принцип написания стихотворений «снизу-вверх» работает не только для создания юмористических песен, но и годится для создания лирических произведений.
Посвящение медсестре процедурного кабинета
Спешат нездоровые люди
Лечить рядовую напасть.
Спешат они с мыслью о чуде,
А я тороплюсь в медсанчасть.
Жемчужные хвойные ванны
Советуют мне доктора.
Не нужен хамам мне турецкий,
Мария нужна, медсестра!
И дамы спешат, и мужчины
С работы в санчасть напрямик.
И помнят ижорские спины
Тепло её рук золотых.
Текут восходящие души,
Щекочет Шарко у бедра.
В работу вложила всю душу
Мария, моя медсестра!
Я понял занятную штуку,
Под кварцевой лампой дымясь,
Что нету милей ультразвука,
Что в Колпино лучшая грязь.
Я чую ионы железа,
Частицы тепла и добра
Царица электрофореза,
Мария, моя медсестра!
О докторах и медицинских работниках читайте мою статью 12 поздравлений врачам, медсёстрам и фармацевтам.
Пример №3. Рыбацко-охотничье поздравление
Эту песню я написал на юбилей своего большого во всех смыслах друга Николая, увлечением которого является охота и рыбалка. Поверьте мне, его рассказы о приключениях на природе достойны фильмов « Особенности национальной охоты и рыбалки».
Прелесть этого поздравления в том, что здесь были использованы 4 поэтических приёма. Открыв песню Андрея Макаревича « Синяя Птица» Первая строка пришла сама собой :
Мы в такие мотались дали,
Что без ящика не дойдёшь…
Далее , воспевая похождения юбиляра со своей компанией, я там, где это было уместно старался сохранять Близость к оригиналу:
Нету закуси — мы не плачем,
Мы за Родину повторим.
Мы охотимся и рыбачим
С мордой цвета ультрамарин.
В одном из куплетов сразу три фразеологических оборота : «все мы в хлам», «море по колено» и «Япона-мать». Это прекрасно иллюстрировало известный мне факт: однажды на рыбалке в Японском море именинник Николай с друзьями навеселе был предупреждён пограничным катером о приближении к государственной границе:
За здоровье! За клёв! За удачу!
И не верьте, что все мы в хлам,
Выйдем в море — достанем чачу
И нальём за любимых дам!
А когда по колено море —
Нет границы, Япона-мать!
В этой фауне или флоре
Нам бы лишь бы кого поймать!
И, наконец, принцип «снизу-вверх» был использован в следующих строфах. И Николай, и его друзья крупные высокие мужчины, просто лоси. Поэтому, сначала были написаны третья и четвёртая строки:
Ведь поскольку мы сами лоси —
Надо нам завалить лося.
А потом сверху дописана подводка в горячительной стилистике поздравления:
Будь то лето, весна ли, осень ,
Мы за Дарвина пьём, глася ,
Ведь поскольку мы сами лоси —
Надо нам завалить лося.
В финальном четвёртом куплете речь идёт о том, что какие бы увлечения в мужской среде не были, всё в итоге приходит к разговору о женщинах. Красота – страшная сила! Бывает так, что и ружья, и удочки откладываются в сторону и начинается другая охота:
Поскорей бы пришла суббота!
И неважно какой сезон .
Это сладкое слово: Охота!
Плюс хотя бы один патрон.
Эта песня — мужская притча,
Философия здесь строга —
Так выходит кому добыча,
А кому-то, увы, рога!
Отмечу, что оба четверостишия четвёртого куплета написаны «снизу-вверх»
Про рыбалку и охоту. Мужская откровенная
Мы в такие мотались дали,
Что без ящика не дойдёшь.
Мы на взлёте слегка поддали —
И к посадке уже хорош.
Нету закуси — мы не плачем,
Мы за Родину повторим.
Мы охотимся и рыбачим
С мордой цвета ультрамарин.
Будь то лето, весна ли, осень ,
Мы за Дарвина пьём, глася ,
Ведь поскольку мы сами лоси —
Надо нам завалить лося.
Подкрадёшься , а там — лосиха,
А лосиху, увы, нельзя,
И тогда мы накатим тихо,
Нет лося, так за карася.
За здоровье! За клёв! За удачу!
И не верьте, что все мы в хлам,
Выйдем в море — достанем чачу
И нальём за любимых дам!
А когда по колено море —
Нет границы, Япона-мать!
В этой фауне или флоре
Нам бы лишь бы кого поймать!
Поскорей бы пришла суббота!
И неважно какой сезон .
Это сладкое слово: Охота!
Плюс хотя бы один патрон.
Эта песня — мужская притча,
Философия здесь строга —
Так выходит кому добыча,
А кому-то, увы, рога!
Я, надеюсь, что после прочтения этой статьи вам стало чуть более понятно, как писать смешно.
Дерзайте, творите, дарите смех и душевное тепло своим родным и близким! Присылайте свои поздравления, творческих вам успехов!
Когда по Поводу да с подВодочкой — оно оченна вкусно потреблять поздравления…
Заглавное чёб снизу-вверх не пошло :о)))